"Скандинавская Рапсодия", июнь 2004 г.

 

 

 

Решение пришло неожиданно. Увидел рекламу: круиз "Скандинавская Рапсодия" на теплоходе "Академик Вавилов". На следующий же день заказал каюту, и через неделю был уже в пути :)

10 дней плавания, по большей части вдоль побережья Норвегии, но с остановками по пути также в Финляндии, Швеции и Дании. Морские переходы в основном по ночам, а днем - экскурсии и свободное время на берегу.

Вот на карте, как мог, изобразил примерный маршрут нашего кораблика.

ФИНЛЯНДИЯ , г. Хельсинки

 

 

 

 

 

Путешествие началось в столице Финляндии, куда мы прибыли из Москвы поездом.

Мою спутницу зовут Лена. Также с нами поехал десятилетний Дениска, однако на фотографиях его почти нет - носился везде, как метеор, и поймать его для снимка было крайне трудно :)

В Хельсинки, честно говоря, смотреть особо не на что - в городе преобладают незатейливые здания из мрачного коричневого кирпича. Напоминает нашу промзону в Замоскворечье :)

 

 

 

Что в Финляндии действительно заслуживает внимания, так это природа, напоминающая о воздействии ледникового периода - бесконечные озера, камыши, валуны - похоже на декорации для сказок... Но всё это мы могли наблюдать только из окна поезда :(

Сам же город - так себе... Достаточно сказать, что во времена "холодной войны" западные кинематографисты постоянно снимали в Хельсинки "типа Советский Союз" (также как наши для съёмок "Запада" использовали Прибалтику).

 

 

 

Сенатская площадь - единственная красивая площадь в Хельсинки, спроектирована по плану русского царя Александра Первого, причём в петербуржском стиле.

Правда, памятник на площади поставлен Александру Второму, которого финны очень уважают. При его правлении Финлядия получила права автономии, финский язык был признан официальным, стал созываться местный сейм, и начала бурно развиваться экономика.

 

 

 

 

Та же Сенатская площадь, вид с противоположной стороны.

Забавно: судя по нашим сопровождающим (водителю и гиду), да и вообще по размеренной жизни горожан, местное население полностью оправдывает существование многочисленных анекдотов про "горячих финских парней" - такие они все медлительные... Зато добрые! :)

Ну-с, в порту Хельсинки нас ждал наш теплоход, на который мы благополучно погрузилсиь. И плавание началось...

ШВЕЦИЯ , остров Готланд

 

 

 

 

 

Второй день путешествия мы провели на шведском острове Готланд, расположенного в середине Балтийского моря.

На снимке: порт города Висбю - административного центра Готланда и вообще единственного города на острове.

 

 

 

Название Готланд раньше в моем представлении ассоциировалось с чем-то мрачным - угрюмые скалы, холодные ветра... Скалы и ветер действительно присутствовали, но на деле все оказалось очень милым и ухоженным.

Для шведов остров является ближним курортом, его часто называют "Шведской Мальоркой".

 

 

 

А ещё его называют "Ожерельем из роз". Розовых кустов здесь действительно великое множество, и цветут они аж до декабря. Отсутствие роз на моих фотографиях - чистая случайность, на самом же деле они здесь на каждом шагу, и воздух весь пропитан цветочным ароматом.

Но эмблемой Висбю почему-то является баран :)

На снимке: пруд с утками. Утки ручные, можно погладить :)

 

 

 

Город очень красивый. Современные дома строят с соблюдением единого стиля, чтобы не нарушался общий исторический фон. Чувствуется "дыхание средневековья" :)

Но, в отличии от настоящего средневековья, здесь много места оставляют для уголков природы - зелени, парков, прудов, фонтанов. Всё это весьма органично и изящно сочетается с городскими постройками.

 

 

 

Спросили у экскурсовода: "-- Всё у вас красиво, уютно, но как-то очень уж скромно, без размаха... Что, экономим?". Ответ был таким: "-- Мы считаем свою Швецию социалистической страной, и быть богатым у нас считается не совсем приличным. То есть богатые люди конечно есть, и их немало, но явно демонстрировать признаки своего благосостояния было бы дурным тоном. Поэтому ни по классу автомобиля, ни по внешнему виду дома, ни по костюму вы не определите социальный статус его владельца".

А при помощи налогового регулирования государство вообще стремится свести доходы всех слоёв населения к одинаковому уровню. Плюс бесплатное образование и медицина - и правда всё очень похоже на социализм "с человеческим лицом" :)

 

 

 

Историческая часть (так называемый Внутренний Город) обнесён крепостной стеной 12 века. Стены кажутся невзрачными, но при ближайшем рассмотрении выглядят вполне надёжными, оборонительная система продумана весьма тщательно. Строили на совесть - столько веков всё это хозяйство стоит безо всякой реставрации! Есть только несколько участков с обрушениями, да ещё кусок стены вдоль побережья был умышленно снесён, чтобы горожанам морской пейзаж не загораживать.

 

 

 

Заметьте, как чистенько! В контрасте с замусоренными городами России, Италии или Франции, улицы Скандинавии выглядят ну просто вылизанными! Причём в Скандинавии (в отличии от других вышеупомянутых стран) я нигде ни разу не видел вездесущие команды мусорщиков и дворников. Видимо, права народная мудрость: "Не там чисто, где убирают, а там, где не сорят".

Ну вот, закончили осмотр Готланда, и вечером отплываем дальше на юг - в Данию.

ДАНИЯ , г. Копенгаген и окрестности

 

 

 

 

 

В Дании мы провели два дня (с ночёвкой, естественно, на корабле). Копенгаген встретил нас проливным дождём, который, впрочем, длился не слишком долго, и не помешал нам как следует всё осмотреть. Но здесь я не выкладываю снимки ныне действующего Королевского дворца Амалиенборг, и знаменитой статуи Русалочки, потому что на тех фотках мы ёжимся под зонтиками, а фон затуманен потоками небесной воды :)

 

 

 

На снимке: Кристиансборг - старейший замок Копенгагена (12 век). Хотя заметно, что от того времени мало что сохранилось. Фасады с широкими окнами - это уже перестройка 19 века.

Между прочим: страны Скандинавии (кроме Финляндии) пока не перешли на единую валюту "евро", они до сих пор пользуются своими кронами. Однако и в Швеции, и в Дании нам не пришлось менять валюту - фактически "еврами" можно расплатиться везде, хоть в большом магазине, хоть в киоске, и даже, если хотите, сдачу наберут тоже в евро. При этом вас совершенно не "нагреют" на курсе.

 

 

 

На снимке: здание Биржи (ныне Торговая палата) - один из символов города.

В Дании делают очень неплохое пиво "Carlsberg", которое мы регулярно отведывали. Вернувшись после путешествия в Москву, я решил продолжить привычку, и тоже взял бутылочку "Карлсберга". Однако был разочарован, ибо вкус оказался совершенно другим, ничего общего! Не удивительно, ведь на обратной стороне "нашего" "Карлсберга" мелким шрифтом написано: "пивоваренный завод Балтика" :(

 

 

 

На снимке: так называемая Новая Гавань. Хотя правильнее было бы её назвать старой гаванью - это исторический центр города, а сейчас - место парковки частных парусных яхт и плавучих ресторанчиков. Домики на набережной совсем как игрушечные, и вообще местечко очаровательное. Мы тут потом ещё очень славно погуляли :)

 

 

 

Наибольшее внимание правительство Дании уделяет образованию. Любое образование (школьное, высшее, профессиональное) - абсолютно бесплатно. Даже школьные завтраки, учебники, ручки, тетради - всё за государственный счёт. Поступить в любой университет можно без экзаменов - достаточно иметь желание учиться. Также бесплатно вы можете поступить на любые курсы (живописи, танцев, кройки и шитья, да хоть самолётовождения!). Обучение на различных курсах очень популярно у датчан всех возрастов, и всячески пропагандируется.

 

 

 

Дания - одна из самых дорогих стран Европы. Заработки, соответственно, тоже высоки; но многие датчане из-за дороговизны перебираются жить в Швецию (где всё вдвое дешевле), покупают там дома. А на работу каждый день ездят обратно в Данию - благо что разделяющий Швецию и Данию пролив шириной всего 4--5 километров, паром идёт всего 20 минут. А между Копенгагеном и шведским городом Мальмё вообще построен мост с автомобильным и железнодорожным сообщением.

А выходя на пенсию, очень многие датчане вообще уезжают жить в Испанию, Францию или Грецию, где на датскую государственную пенсию в тысячу евро можно прожить гораздо приличнее, чем у себя на родине. Короче говоря, население Дании постепенно сокращается.

 

 

 

Вечером мы объездили город на велосипедах. В Копенгагене буквально на каждом углу - парковки, где любой желающий совершенно бесплатно (!) может взять напрокат велосипед. Доехав до нужного вам места, вы находите поблизости такую же парковку и просто оставляете велосипед там.

Бесплатными великами обеспечивает муниципалитет, для удобства передвижения граждан по городу. И это действительно гораздо удобнее, чем добираться куда-либо в пробках на дорогостоящем общественном транспорте.

 

 

 

А это уже не сам Копенгаген, а его окрестности - красивейший замок-музей Фредериксборг, бывшая загородная резиденция королей. В нём мы подробно ознакомились с историей страны.

Вообще наш второй день в Дании был полностью посвящён экскурсии "По замкам северной Зеландии" (Зеландия - это крупнейший датский остров, отсюда древние даны начали свою экспансию, на нём же расположена столица и сохранилось множество средневековых сооружений).

 

 

 

А вот - замок Кронборг в городке Хельсингёр (нам привычнее вариант произношения "Эльсинор"). Именно здесь в девятом веке происходили события, положенные Шекспиром в основу пьесы "Гамлет".

В замке стоят чучела Гамлета и Офелии, вам даже могут показать их могилы :) Однако само здание сильно изменило свой облик в более поздние времена. Полагаю, в девятом веке это место выглядело гораздо более мрачно. Замок находится у самого узкого места пролива Эресунн, отсюда до шведского берега рукой подать - пара километров.

 

 

 

Вот такая она, Дания. Помимо всего вышеперечисленного, мы ещё успели провести время в парке аттракционов; поприсутствовать на ритуальном шоу "сожжение ведьмы"; посмотреть смену караула королевских гвардейцев; и обнаружить в случайном баре поющих под караоке наших соотечественников :)

А теперь наш маршрут поворачивает строго на север и теплоход отправляется в Норвегию...

НОРВЕГИЯ , г. Осло

 

 

 

 

 

Центральная часть новежской столицы не впечатляет: застройка 60х--70х годов, характерная однообразная функциональная архитектура. Скучновато. В нашей группе сразу возникла импровизированная поговорка об Осло: "Хороший город таким именем не назвали бы..." :)

В переводе же со староскандинавского языка "Осс" обозначает "Бог", а "Ло" -- "место". Получается "место богов", нечто наподобии Олимпа :)

 

 

 

Ну всё-таки нашлось и там кое-что интересное. В порту нас встретил вполне симпатичный замок 11 века. Он был построен в качестве резиденции очередного короля викингов. Но потом Норвегия на долгие столетия потеряла свою независимость, и он стал просто фортом, охраняющим вход в гавань.

Нынешний же король проживает в невзрачном, зато удобном дворце постройки 19 века.

 

 

 

Но если не судить о городе лишь по его центральной части (которая на фото), то всё обстоит не так уж печально. Пригороды, растянутые по берегам Ослофьорда или расбросанные по окрестным холмам, состоят сплошь из особняков и смотрятся гораздо веселее.

Город мал по населению, зато велик по занимаемой площади, ведь 80% его территории занимают природные парки. По европейским меркам средняя плотность населения Осло больше соответствует стандартам, характерным для сельской местности :)

 

 

 

На снимке: нам гораздо больше понравились вот такие отдалённые, окраинные районы Осло.

Между такими городскими кварталами, а иногда даже между отдельно стоящими коттеджами порой расстояние в сотни метров, заполненное лесами и озёрами. Но грамотно организованный общественный транспорт, в том числе метро, позволяет отовсюду достаточно легко добраться до центра.

 

 

 

На снимке: Вигеландспарк, считается главной достопримечательностью Осло. Знаменит тем, что в нём находятся более 200 шедевров великого норвежского скульптора начала 20 века Г.Вигеланда.

Но если вам интересно лично моё невежственное мнение, то все эти шедевры - сплошная безвкусица и порнография :) Если же на скульптуры не обращать внимания, то в остальном парк - вполне симпатичное место для отдыха горожан.

Врочем, хватит о столице. Едем дальше.

Норвегия , г. Берген

 

 

 

 

 

Берген - второй по величине город Норвегии - "ворота во фьорды" - вот отсюда и начинается самая красота!

А городок действительно - прелесть! Мне толком не удалось перенести эту красоту на фотографии, но мы, бродя целый день по улицам, не переставали тихо повизгивать от восторга! :)

 

 

 

Берген весь построен из дерева. Говорят, в деревянных домах жить и теплее, и уютнее.

Мы приехали в Берген в воскресенье, когда городская жизнь здесь замирает. На улицах тихо и безлюдно, и кажется, будто попал в сказочную страну, или по меньшей мере в город-музей. Всё такое нереально красивое, что трудно поверить, что здесь живут обычные люди, ходят на работу, решают свои проблемы...

 

 

 

А этот кусочек города сохранился с давних времён. Даже вместо мостовой здесь деревянный настил. Примерно так выглядел весь Берген 200 лет назад. Это не музейный уголок, просто срублены дома на совесть, простояли до наших дней - вот их и не сносят, пусть послужат ещё...

 

 

 

На снимке: припортовый район Брюгген занесён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Издалека дома похожи на каменные. Нет, просто дома построены в классическом для северной Европы стиле, но все они из дерева.

Кстати, в норвежских городах чуть ли не основным фактором, определяющим стоимость дома или квартиры, является открывающийся из окна вид.

 

 

 

На снимке: центральная площадь Бергена.

На этой площади мы увидели небольшой уличный оркестр, играющий для прохожих музыку Эдварда Грига (композитор, живший в Бергене). Вдруг во время паузы слышу от них русскую речь... Оказалось, это наши музыканты приехали сюда на заработки, создают для приезжих туристов чисто норвежский колорит :) И вполне довольны количеством монеток, которые публика бросает в их скрипичный футляр.

 

 

 

Лишь в 19 веке Берген уступил Осло по количеству населения и вообще по значимости для страны. Звание же "культурной столицы" город удерживает до сих пор.

Соответственно, королевская семья бывает в Бергене достаточно часто, и имеет здесь свою резиденцию (которая и запечатлена на этом снимке).

 

 

 

На снимке: знаменитый рыбный рынок Бергена. Торговля на этом рынке не облагается налогом, и здесь всегда очень оживлённо, даже в воскресенье. Ассортимент морской живности здесь представлен немыслимо разнообразно и красочно. Всё выглядит настолько аппетитно, что невозможно пройти мимо, и каждый наш турист, позабыв про роскошную кухню своего теплохода, всё таки купил здесь хоть что-нибудь съестное :) Например, мы с Леной набрали креветок, которые поедались до самого конца круиза. Под пиво, естественно.

 

 

 

Приглашение на экскурсию в домик Эдварда Грига сначала вызвало у меня недоумение: зачем мне знать, как жил этот композитор? Но всё-таки мы поехали... и не пожалели! Григ выбрал для жилья такое чудесное место, что одно пребывание здесь может кого угодно превратить в творческую личность! Недаром Григ говорил, что не может писать музыку в другом месте, что только Берген вдохновляет его на творчество.

Место называется Трольхауген (Холм Троллей). На снимке как раз изображён этот самый холм, только домик композитора отсюда не виден.

 

 

 

На снимке: всё тот же Трольхауген.

В окружении такого ландшафта можно очень легко поверить в реальность существования троллей и прочей милой чертовщины. И ведь вся эта почти нетронутая природа находится в черте города, причём не слишком далеко от центра.

 

 

 

За исключением центра, расположенного вокруг гавани, остальной Берген лежит несколькими ярусами на уступах пяти окрестных холмов, таким образом уходя ввысь на 400 метров.

Чтобы не петлять серпантинными дорожками, горожане для поездок в верхние кварталы используют фуникулёр. Для них это нормальный транспорт, наподобии метро, на каждом ярусе - остановка. А для нас, туристов, такая поездка - целое приключение и море радости :) Конечно, мы поднялись на самый верх самого высокого холма, а там - смотровая площадка, и весь город как на ладони!

 

 

 

На заднем плане снимка: руины старинного форта. Форт весь зарос травой, но пушки там стоят до сих пор, и смотрят в сторону гавани.

Кстати, в отличии от других скандинавских стран, в Норвегии нигде не хотят принимать евро в качестве оплаты (ну разве что только в припортовых сувенирных магазинчиках). Пришлось менять валюту на местные кроны. Но нам их все удалось благополучно потратить! ;)

 

 

 

В общем, Берген нам очень понравился. Даже решили когда-нибудь сюда вернуться. Снять номер в гостинице, и просто пожить недельку, побродить по окрестным холмам и лесам, подышать воздухом. А воздух здесь... прям таки физически ощущаешь, как каждый вдох прибавляет тебе здоровья! ;)

Но отсюда мы наконец отправляемся к главной цели нашего путешествия - к фьордам...

Норвегия , фьорды

 

 

 

 

 

Проснулся я рано утром от какого-то необъяснимого ощущения... Выглянул в иллюминатор, и только смог выдохнуть: "Вау!"... Зрелище было неописуемое! Корабль скользил по зеркальной водяной глади, из которой вырастали покрытые лесом крутые скалы, вершины которых уходили к небу и терялись в облаках. Я разбудил своих, и выскочил на палубу. Грандиозность представившегося зрелища превосходила всякие ожидания...

 

 

 

Фьорды - образованные движением ледников узкие, но длинные и глубокие морские заливы, уходящие на десятки (а иногда и сотни) километров вглубь горного ландшафта суши. Эти заливы напоминают реки или даже лабиринты, вьющиеся в глубоких скалистых ущельях.

Здесь уже начинаешь верить не только в троллей, но и в драконов, которые в изобилии водятся в скандинавских мифах и легендах о викингах.

 

 

 

Нэрёй-фьорд считается самым узким фьордом. На большой протяженности его ширина - чуть больше 50 метров, и это при том, что берега его вздымаются местами до 800 метровой высоты. Корабль как бы плывёт по дну колоссального каньона.

И медленно плывущие облака... Облака, скрывающие вершины, и другие, словно заблудившиеся среди скал... Они кажутся плотными и осязаемыми. Ветер сюда не залетает, поверхность воды гладкая, и отражает всё подобно зеркалу. Сама же вода кристально чистая, и прозрачна почти как воздух. Только немерянная глубина не позволяет разглядеть дно.

 

 

 

Деревня Гудвангер. Чтобы связать эту деревню с "большой землёй", сквозь скалы был прорублен туннель длинной 11 километров. Мы проехали по нему на автобусе - стены не сглажены, как будто едешь по пещере. Трудно представить, что такой труд был проделан ради столь неприметного поселения. Вообще развитие инфраструктуры транспортных магистралей является сейчас для Норвегии приоритетом. В условиях сложнейшего рельефа норвежцы стараются довести дорогу до каждого посёлка, строя многочисленные мосты и тоннели.

 

 

 

Но пока до многих населённых пунктов возможно добраться только по воде, благо что фьорды не замерзают даже зимой. Впрочем, зимой не много толку бывает и от дорог, проложенных в горах - участки дорог в ущельях заваливает зимой слой снега толщиной иногда до 15 метров.

А иногда доводилось нам видеть дома, до которых вообще не понятно как добираются их владельцы - стоит этакий одинокий домик на крохотном уступе скалы, куда не то что дорогу, а даже тропинку проложить трудно, и вниз до воды метров 100, и вверх до края скалы метров 400... Но живут как-то...

 

 

 

Наверно, по фотографиям все эти посёлки кажутся вам одинаковыми? :) Но в реальности всё выглядит по другому -- ни один фьорд не похож на соседний, и я по каждой картинке могу вспомнить, где именно и когда я сделал тот или иной снимок.

Вообще, городов в Норвегии очень мало, по пальцам можно пересчитать. Большинство норвежцев живёт посёлками или хуторами, а то и вовсе отдельными домами, затерянными где-то между морем и небом.

 

 

 

Согне-фьорд - самый большой фьорд в мире. Длина более 200 километров, ширина от 1 до 6 километров, глубина - до полутора километров (!)

Название Согне-фьорд и его описание запали мне в душу с раннего детства, лет с пяти наверно. И с тех пор я мечтал увидеть его своими глазами. Чтож, мечта сбылась :) И что самое главное -- не разочаровала! Эти места заслуживают того, чтобы быть предметом мечтаний...

 

 

 

На снимке: типичный берег фьорда - изрезанные водопадами скалы, отвесно уходящие под воду, на огромную глубину.

Но каждый снимок выхватывает из общей картины лишь малый фрагмент, а по настоящему прочувствовать величие фьордов можно, только увидев всю панораму. Поэтому говорю вам: Товарищи! Здесь надо побывать! Это потрясает воображение! Ни словами, ни фотографиями не передать этого зрелища!

 

 

 

Нам очень повезло с погодой. Вообще-то на западном побережье Норвегии довольно редко выпадают солнечные дни. Обычно погода - пасмурная и дождливая, а вот нам пейзажи освещало яркое солнце.

Хотя местами мы заставали и хмурое небо. Это тоже надо видеть, ведь хмурое небо более типично для этих мест, оно даёт возможность точнее почувствовать характер Скандинавии. В пасмурную погоду фьорды смотрятся не хуже, а просто по-другому.

 

 

 

Вообще же погода в один и тот же момент может быть совершенно разной в двух соседних фьордах: пока в одном жарит солнце, в другом льёт проливной дождь. Давать метеосводки и метеопрогнозы по Норвегии - бесполезное занятие, пришлось бы давать индивидуальные данные для каждого посёлка, ведь погода везде разная, да к тому же часто и резко меняется.

Отличается не только погода, но и климат в целом. Нам рассказывали: "Вот в этой бухте обычная температура в январе около плюс 5 градусов, а в соседней долине, что лежит за перевалом, в январе обычно стоят тридцатиградусные морозы".

 

 

 

Водопады... Водопадов великое множество! Бесчисленные ручьи стекают с ледников и снежных шапок горных вершин. Поэтому во многих маленьких фьордах вода почти пресная, её даже можно пить.

Здесь вы не увидите высоковольтные линии электропередачи - в каждой деревне есть своя маленькая гидроэлектростанция, использующая энергию водопадов, и дающая достаточно электричества для нужд поселения.

 

 

 

Нащёлкал я за время поездки чёртову прорву фотографий! Если бы вы знали, как трудно было отобрать из них некоторое количество для этой странички! Ведь всё сюда не впихнёшь... А один и тот же пейзаж возьмёшь чуть с другого ракурса, и уже совсем другой вид, причём не менее красивый, даже не поймёшь, какой из них лучше...

А потом ещё (чуть ли не со слезами на глазах) я делал из 500-килобайтных полноэкранных фотографий их жестоко уменьшенные 20- или 30-килобайтные копии для странички... Жуткая потеря качества, но что поделать, Интернет диктует свои законы! :(

вглубь Норвегии (Флом, Восс и др.)

 

 

 

 

 

Крошечный городок Флом на берегу Аурланд-фьорда славен тем, что к нему среди гор проложена железная дорога, являющая собой "чудо инженерной мысли". По крутизне спусков, подъемов и виражей она напоминает аттракцион "американские горки". У нас был целый день на то, чтобы совершить небольшую поездку вглубь страны, по Фломской железной дороге до посёлка Мюрдайль, далее на электричке до горнолыжного курорта Восс, а оттуда автобусом - опять к морю, до Гудвангера, где нас уже ждал наш теплоход. Естественно, поездка проходила с остановками в самых красивых и интересных местах.

 

 

 

В недавнем прошлом Норвегия была чуть ли не самой бедной страной Европы. Но в 1969 году на шельфе Северного моря нашли нефть, и всё изменилось. Первые полученные от нефтедобычи капиталы были вложены в создание мощного рыболовецкого флота (а промысловой рыбы в норвежских морях немерянно, чуть ли не из воды выпрыгивает!). И сейчас две статьи дохода в равной степени обеспечивают Норвегии благополучие - рыбный промысел и нефтедоллары.

 

 

 

Вся добыча нефти в Норвегии принадлежит государству, и по закону не может быть передана ни в частные руки, ни иностранным инвесторам. Половина дохода от нефти идёт на текущие нужды (в первую очередь на развитие инфраструктуры), а вторая половина обращается в неприкосновенный золото-валютный запас. Закон гласит, что начать расходовать этот запас правительство будет вправе лишь тогда, когда залежи нефти в стране совсем иссякнут. Заботятся таким образом о будущих поколениях.

 

 

 

Что касается сельского хозяйства, то в Норвегии почти нет земли для выращивания злаков. Три четверти страны занимают скалистые горы, а ещё четверть... как бы это сказать... ещё четверть - маленькие горы :)

Зато разводят скот. Земля в долинах слишком дорогая для пастбищ, поэтому скот предпочитают пасти прямо в горах - там земля общая, бесплатная. Соответственно, наиболее распространёнными домашними животными являются козы, ведь они относительно легко передвигаются по пресечённой местности.

 

 

 

На снимке: водопад Твиндефоссен.

Впечатляющий такой 70-метровый водопад... Говорят, вода в нём жутко полезная для организма. Народ сюда съезжается поплескаться. Не то, чтоб мы в это сильно поверили, но водопадной водичкой таки ополоснулись, хотя бы уже потому, что это приятно. Даже попили - на вкус замечательная, "чистый мёд!" ;)

 

 

 

Вблизи видно, что Твиндефоссен образуется из серии мелких водопадиков, между которыми скалы образуют как бы ступени гигантской лестницы. И если осторожно карабкаться по этим "ступеням", то можно забраться на немалую высоту (чем мы незамедлительно воспользовались), а вокруг тебя будут нестись потоки падающей воды. Причём при взгляде на тебя снизу будет казаться совершенно невероятным, что ты смог туда забраться! :)

 

 

 

Так что железнодорожно-автобусная поездка по горной стране удалась на славу. День пролетел незаметно, даже устать не успели, вот только голова кружилась от обилия разнообразных впечатлений.

Горы хороши ещё тем, что самые чудесные пейзажи открываются неожиданно. Вот автобус закладывает очередной вираж, и из-за поворота внезапно показывается такой вид, что все пассажиры в один голос выдают дружный "ах!!!"...

 

 

 

Некоторые местные жители ухитряются строить жильё даже вот на таких горах, подобных тем, что возвышаются за моей спиной на этом снимке. Лепят свои домики прямо к скалам, где нет даже маленького участка ровной земли. В таких семьях считается обычным делом, когда выпуская ребёнка погулять "на улице", его привязывают длинной верёвкой к крепкому дереву. Потому что иначе обязательно куда-нибудь свалится...

Норвегия , Гейрангер

 

 

 

 

 

Входим в Гейрангер-фьорд, он маленький, но считается самым красивым среди фьордов. Хотя после всей той красоты, что мы уже увидели в предыдущие дни, нам было трудно представить, что может быть нечто ещё более эффектное. Но это оказалось правдой - Гейрангер просто сразил наповал!

 

 

 

На снимке: посёлок Гейрангер у окончания Гейрангер-фьорда.

Жителей в посёлке всего 250 человек, зато ежегодно это место посещают 600.000 туристов из разных стран. Подозреваю, что при таком раскладе все жители Гейрангера - наверняка миллионеры :)

Королева Норвегии Соня тоже каждое лето обязательно приезжает сюда отдохнуть на один--два дня. Ну очень уж притягательное место!

 

 

 

Извилистый вход в Гейрангер-фьорд скрыт высокими горами. В какой-то момент даже кажется, что корабль заплыл в тупик, и вот-вот собирается уткнуться носом в скалу... Как вдруг мы делаем крутой поворот, и перед нами разворачивается удивительная панорма...

 

 

 

 

Во фьордах кораблям причалить к берегу негде, они встают на якорь, а пассажиров на берег перевозят на катере. Поскольку наш теплоход был российский, то катер периодически ломался, и нас перевозили в спасательной шлюпке :)

На рейде Гейрангера постоянно постоянно пасутся три--четыре теплохода с туристами. Кроме того, в посёлке есть гостиницы в общей сложности на 3000 мест, и номера не пустуют всё лето. И знаете, оно того стоит!

 

 

 

 

На староскандинавском языке "Гейрангер" означает "Залив Стрелы". На снимке видно, что очертания стрелы действительно угадываются при взгляде с окрестных гор.

Впрочем, диск-жокей, ответственный за дискотеку на теплоходе, истолковал это название по-своему. Вечером он крутил нам свой микс на песню "Мальчик-гей", где на пение девочек из "Тату" была наложена нарезка реплик директора круиза, вещавшего: "Итак мы подходим к Гейрангеру... полюбуйтесь видами Гейрангера..." ;))

 

 

 

Гейрангер хорош тем, что красив абсолютно с любой точки обзора - хоть с воды, хоть с берега, хоть с горных вершин. Где бы ты не остановился, куда бы не направил взгляд - везде найдётся повод для восхищения.

Здесь даже можно взять на прокат вертолёт, что позволяет полюбоваться окрестностями уже в совершенно любых ракурсах. Пара вертолётов постоянно кружила над заливом... но мы на такое удовольствие "не потянули" материально. Да и без того впечатлений было более чем достаточно!

 

 

 

Эх, какие бы чудеса не творил человек, а всё-таки с произведениями природы ему не тягаться!

На этом я заканчиваю своё восторженное повествование о фьордах, которые произвели на меня совершенно неизгладимое впечатление.

А наше путешествие хоть и близится к концу, но всё же ещё не закончилось! ;)

К вершинам ! (гора Далснибба)

 

 

 

 

 

Ещё одним незабываемым моментом стало "восхождение" к вершине горы Далснибба - 1500 метров.

Конечно, "восхождение" не в прямом смысле - добирались мы туда на автобусе, однако добравшись до верхней точки, каждый почувствовал себя альпинистом! :)

 

 

 

По мере увеличения высоты очень наглядно видно, как меняется окружающий пейзаж, как будто мы быстро перебираемся из одной климатической зоны в другую. Лес становится ниже и реже, потом сменяется кустарником, потом кустарник сменяется мхом, а потом мох - вечными снегами...

Вершина же - голая скала, окутанная густыми облаками. В разрывах облачности далеко внизу смутно просматривается долина...

 

 

 

На самом верху снег сдувается ветром, а вот чуть ниже, в ложбинке, лежит запорошенный снегом ледник. Так вот среди лета нам довелось побросаться снежками...

Хотя странно - по нашим ощущениям, здесь, среди льдов, было не намного холоднее, чем внизу. Я бы даже сказал - тепло было! Или это просто чувство реальности потерялось..? ;)

 

 

 

На снимке: озеро высоко в горах.

Даже здесь зачем-то селятся люди! :) Функционально дорога в гору шла именно до этих домиков, а дальше к вершине её проложили исключительно для удобства туристов.

Сама же дорога - умопомрачительный серпантин, вьющийся змеёй по крутому склону. Ехать было страшновато. По завершению пути водителю достались бурные, продолжительные аплодисменты!

 

 

 

Дорога, кстати, грунтовая. По весне сползание льда всё равно сносило бы асфальт. Да и грунтовую дорогу приходится ежегодно восстанавливать, но это гораздо проще, чем асфальтированную.

Непонятно, как водитель вписывался в немыслимо крутые повороты серпантина? Я бы, наверно, и на велосипеде туда не вписался! :) Порой казалось, что половина автобуса на мгновение зависает над пропастью...

 

 

 

На снимке: лёд на озере сохраняется даже летом.

Во всех ранее посещённых скандинавских странах нам говорили, что у их жителей - финнов, шведов, датчан - самым популярным местом проведения отпуска является именно Норвегия. А куда же чаще всего ездят отдыхать сами норвежцы? Оказывается, они не любят выезжать за границу, предпочитая путешествовать по собственной стране. Чтож, это вполне логично! :)

Теплоход "Академик Вавилов"

 

 

 

 

 

Не могу не сказать несколько слов о нашем теплоходе "Академик Сергей Вавилов" и о круизе в целом.

Небольшой (сравнительно с другими пассажирскими лайнерами) шестипалубный кораблик, очень уютный и достаточно комфортабельный. Летом возит туристов, а зимой превращается в научно-исследовательское судно и совершает рейсы в Антарктику.

 

 

 

Мы очень довольны, что выбрали именно такой способ путешествия - ведь нам не пришлось постоянно переезжать с вещами из отеля в отель, наоборот - наш "плавучий отель" сам перевозил нас из города в город.

Кроме того, осмотр фьордов с палубы корабля, в движении, даёт возможность оценить это зрелище во всей полноте. Наблюдение же только с нескольких точек берега не дало бы нам таких ощущений.

 

 

 

На снимке: салон-бар на верхней палубе, он же - место проведения дискотек и развлекательных программ.

Скучать нам не давали. Хотя с такими пейзажами за окном скучать не пришлось бы в любом случае... Тем не менее, на корабле присутствовала целая группа сотрудников, чьей задачей было организовать досуг пассажиров во время морских переходов. Кроме того в наличии имелись: сауна, видеозал, кабельное телевидение, библиотека, детская комната и т.д.

 

 

 

На снимке: ресторан-столовая. Здесь происходило наше трёхразовое питание (включено в цену билета).

Кормили "на убой"! Очень вкусно, разнообразно и сытно. Большой выбор в меню, и никаких ограничений по количеству съеденного.

Среди пассажиров преобладал женский пол. Мужчины все отправились в поездку со своими дамами, а вот многие женщины - почему-то с подругами...

 

 

 

На снимке: в безветренную погоду можно было отужинать прямо на палубе. Например, выносили на палубу мангал и жарили шашлычки...

Вообще, отношение к пассажирам идеальное, я бы сказал - трепетное. По возможности, исполняются любые пожелания клиентов. Нас, можно сказать, "облизывали". Дали возможность почувствовать себя представителями "высшего света" :)

 

 

 

На снимке: "белые ночи" в северных широтах. Солнце ночью скрывалось за горизонт не более, чем на час.

Мне нравилось много времени проводить на палубе, глядя на постоянно изменяющиеся море и небо. Вот выйдешь на палубу покурить, да так и зависнешь там на пару часов, не в силах оторвать взгляда...

 

 

 

В последний вечер путешествия на корабле проводился конкурс "Мисс Круиз". Дополнительным приятным сюрпризом для нас стала победа в конкурсе моей Елены. Победительница получила корону, диплом и торт, а также бурные овации зала :)

А ведь упиралась, не хотела участвовать, с трудом её затащили. Пришла в спортивной курточке, хотя остальные участницы нарядились в вечерние платья...

 

 

 

На снимке: моя "Мисс Круиз 2004" :)

Я и не предполагал, что наша российская компания способна столь чётко и грамотно организовать поездку. Великолепно продуманы маршрут и экскурсии. Несмотря на сложность и насыщенность программы, не произошло никаких существенных сбоев и нестыковок, обычно характерных для работы российских турфирм.

За время рейса мы установили добрые отношения с директором круиза и другими представителями компании. Было хорошо заметно, как они переживают за успех мероприятия, как стараются изо всех сил, как внимательно относятся к пожеланиям клиентов.

Кто из туристов хотел отдыха и расслабления - получил это; кто хотел впечатлений и приключений - тоже получил. Молодцы организаторы, нет слов, молодцы!

 

Норвегия, г. Олесунн

 

 

 

 

 

Конечная остановка нашего маршрута - порт Олесунн. Здесь мы оставляем наш теплоход (такое чувство, как будто покидаем родной дом), и, вдоволь побродив по городу, направляемся в аэропорт для вылета в Москву.

Название Олесунн означает "город-угорь". То ли потому, что это крупнейший центр рыболовства, то ли потому что сам город угрём растянулся по нескольким прибрежным островкам.

 

 

 

В гавани Олесунна меня поразила чистота воды. Казалось бы - порт, множество кораблей и лодок, промышленная переработка рыбы... Должна быть сплошная грязь и мазут... Ан нет! Вода прозрачна до самого дна, по дну ползают крабы и другая морская живность, вокруг резвится великое множество рыбы всяких размеров и окраски.

А вот пиво в Норвегии варят совсем никудышное. К счастью, сюда в изобилии завозят датский "Карлсберг". Местное же пиво, наверно, употребляют только ярые патриоты...

 

 

 

Несмотря на малочисленность населения (чуть более 4 млн. чел.), в Норвегии параллельно существуют сразу два государственных языка:

1.) "Традиционный норвежский" - фактически диалект датского языка, сложившийся за 800 лет датского протектората.

2.) В последнее время всё большее распространение получает "Ново-норвежский" - искусственно восстановленный (и адаптированный под современность) древнескандинавский язык викингов.

Кроме того, в различных областях страны существуют ещё и некоторые местные наречия.

 

 

 

Самым памятным событием в истории Олесунна является пожар 1904 года. Тогда город был деревянным, и за одну ночь весь сгорел дотла. Все жители разом остались без крова. А был разгар зимы, до ближайших обжитых мест - десятки километров, да и дорог тогда в Норвегии не было... Но люди как-то сумели пережить ту зиму, а затем заново отстроить свой город - на этот раз уже из камня.

 

 

 

На снимке: вид на Олесунн с вершины холма.

С этой точки обзора горизонт почему-то выглядит выгнутым. Не только на фотографии, но и визуально здесь кажется, будто Земной шар уменьшился настолько, что его шарообразность становится очевидной для наблюдателя. Как будто стоишь на поверхности гигантского глобуса :)

 

 

 

На снимке: виден остров, на котором расположен аэропорт. Туда мы ехали 10-километровым туннелем, который проложен под морским дном.

Чартерный авиарейс Олесунн--Москва завершил наше путешествие.

Грустно... Но пора возвращаться к своим повседневным обязанностям. ...А в мире есть ещё так много мест, где надо успеть побывать...

sotnic@yahoo.com

Hosted by uCoz